Sunday, July 8, 2012

Походный дискурс



Тем, кто увлекается походами средней сложности и небольшой дальности, и в особенности тем, кто хочет пройти по маршруту Вертеск - Кош-Кош, необходимо ознакомиться с брошюрой д.ф.н. Р. Кошарского и Ко “Мерцающее ущелье. Инструкция по прохождению”. В этой работе дается исчерпывающее объяснение феномена мерцания Вечного фонаря, присутствует детальное описание маршрута, даются рекомендации по подготовке, питанию и подбору экипировки. Текст прекрасно дополнен схемами и таблицами, также прилагается карта с наложенной ниткой маршрута (иголка маршрута не прилагается). В работе нашли отражение (описаны со слов самих испытателей) наиболее выдающиеся прохождения ущелья Н.Н. фон Боллардом в 2006г. и К.А. Гораняном в 2012г. Особую ценность данной работе придает наличие расшифровок интервью с этими испытателями (см. Приложения 1 и 2), чей вклад в исследование маршрута невозможно переоценить.

Приложение 1
23.03.2005. станция “Кош-Кош”.
Р. - Р. Кошарский
Н. - Н.Н. фон Боллард

Р.: Вы прошли Мерцающее менее, чем за сутки. Насколько мне известно, это абсолютный рекорд. Как вы это объясняете?
Н.: Думается, я еще не отошел от действия мескалина, поэтому заранее прошу прощения, если это ко мне еще раз привяжется, я буду вынужден еще раз нарушить стену. Она состоит из мельчайших плоскостей, которые вы называете полигонами, а мне приходит на ум время, длительность. Вы не представляете, как это чудовищно - осознавать, что тебе не хватает слов, когда перед тобой бездна, и ты на самом краю, ныряешь в этот поток, делаешь глубокий вдох и несешься навстречу своему искаженному отражению. Нет, это не так. Это застывание. Такая медленно движущаяся фотография, где каждое зерно - это вселенная с собственным универсальным законом. И все это в тебе. Так я сделал первый шаг. Второй совершенно изменил сущность меня самого. Ах, этот фонарь. Все о нем говорят.
Р.: Я как раз хотел спросить о фонаре...
Н.: Я немного забегаю вперед. Остаточные явления. Меня пока еще здесь нет. Вы же просите меня вернуться назад, еще дальше в память.
Р.: Итак, о фонаре.
Н.: Проблема в том, что имеющиеся языковые формы, в том числе лексика, грамматика и сама логика математического языка, не могут описать вселенную. Причем от науки требуют описания доподлинного. Вы улавливаете разницу между “описать” и “предугадать”? Волна проистекает от источника световых колебаний, но сама по себе она не существует, существует только ее отражение в жесткой структуре вселенной.
Р.: То есть свет - это что-то вне сущего.
Н.: Вы же не будете называть стену поездом, который на нее проецирует проектор. А киномеханика - богом.
Р.: Но тем не менее есть связь между светом и колебанием, как вы выразились.
Н.: Это самая большая загадка.
Р.: Вернемся к ущелью. Что вам больше всего запомнилось?
Н.: Запомнилось? Я все еще там. Мне кажется, я там остался навечно. Значит, я не помню - вижу. Плюс-минус день. Вот сейчас день минус, поэтому мы с вами встретились, и прекрасно понимаем друг друга. Как, кстати, ваш кот? Или вы он и есть? Как вы?
Р.: Оставим этот вопрос до завтра. Возможно, потом, когда вам станет лучше.
Н.: Мне хорошо. Никогда так хорошо не было. Это такой опыт. Вы спрашивали о воспоминании. Я вам расскажу. 730 лет тому назад король оленей Перпенталь уводил своих подопечных в другой мир через ворота, то появлявшиеся, то исчезавшие. Раз в 6561 год. Преследовавшие их охотники остановились в девяти на девять шагах от исполинского входа в ущелье и решали, идти им дальше или нет. Если они пройдут в эти ворота, то попадут в другой мир, а здесь просто исчезнут. И неизвестно, смогут ли они вернуться. Если останутся - никогда не узнают правды...
Р.: Да, так появился город Вертеск. Спасибо, эта история всем достаточно известна. Последний вопрос. Скажите, не находили ли вы что-нибудь по пути, не теряли ли вы что-нибудь по дороге. Какой-нибудь предмет.
Н.: Не предмет. Я нашел младенца в пещере. Он смотрел на меня пристально, в его глазах был вопрос. Да, он мне задал вопрос. А потом протянул мне вот это. Я сказал в пещере? В ущелье. Когда я смотрю на это, мне становится страшно.

Приложение 2
20.03.2011. станция “Кош-Кош”.
Р. - Р. Кошарский
К. - К. А. Горанян

Р.: Вы знали, что ущелье можно пройти только в одну сторону?
К.: Это, конечно, не был чистый эксперимент, поскольку я заранее знал, что мне предстоит. А то, что в одну сторону, мне было известно от Николая  Николаевича, с которым я встретился в Вертеске накануне.
Р.: Как вы подготовились к прохождению?
К.: Я вышел налегке. Из снаряжения у меня был ледоруб, из оружия - веревка, из инструментов - автомат да нож. Еще у меня был мешочек цемента фунтов десять, рыба в газете “Ахеронский рабочий”, пояс с золотом. Мою шляпу украшал венок ромашек, который мне подарили прелестные пограничницы, на шее алел робкий поцелуй, пальцы перебирали струны потертого баритона. Лад настроен, путь свободен. И еще у меня за спиной был замечательный заяц-рюкзак, а в нем душеспасительный чулок.
Р.: У вас хороший стиль, юноша, ей богу. Вам было известно об опыте использования фон Боллардом специальных средств во время прохождения?
К.: Да, но у меня был свой подход. Спасибо. Я продолжу. Так я вошел в Мерцающее ущелье, и не было человека веселее и энергичнее. Впрочем, там кроме меня на сотню километров никого и не было.
Мерцающее. Там постоянно висит туман, а в тумане все теряет форму, представляется не таким, какое есть. Длина ущелья составляет ровно три километра, и здесь это неизменная длина. Вам, Роман, это известно. Узкие стены ущелья создают естественную тропу с незначительным перепадом высот, преимущественно ведущую вверх. Под ногами попадаются корни несуществующих деревьев, предметы, оброненные неосторожным путником. Лучше их  не трогать. У входа в ущелье туман неизбежно сгущается. Делаешь один шаг, и тут начинается.
Мерцание, это включение и выключение Вечного фонаря, который и освещает эту нитку-тропу непонятно каким образом. Также непонятно где он, с каких пор и для чего там находится. Неприятность в том, что когда фонарь не работает, мир мгновенно поглощает тьма. В голову проникают мерзкие, темные мысли, сознание полнится ужасными картинами. Это подлинный ужас, чувство тревоги, горечь поражения, сокрушающее горе. К этому невозможно приспособиться, с этим нельзя совладать, от этой беды нет начищенного щита, нет оружия. Потом фонарь включается. Мир сразу обретает невероятные краски, это подлинное блаженство. Ощущение такое, как будто ты всю жизнь сидел в сером каменном мешке, и тут вдруг над тобой открылся  люк, и ты увидел, нет, кожей почувствовал счастье, любовь, зеленый и трепетный мир вокруг. Экстаз мгновенного действия. И сразу же все переворачивается, поскольку фонарь уже выключился. И нельзя угадать ритм мерцания, невозможно приспособиться.
Р.: Да, поначалу ущелье всем казалось непроходимым. Люди гибли здесь страшно.
К.: Поэтому я сосредоточился на себе. Чтобы не видеть ни света, ни его отсутствия, я надел на голову этого своего розового зайца и пошел наощупь.
Р.: Так и прошли?
К.: Да, эдакой вещью в себе. Совершенно легко. В одном месте, правда, меня как будто кто-то окликнул, но я не отвлекался.
Р.: О чем вы думали?
К.: Если честно, готовил свою речь для вашей брошюры.
Р.: Находили или теряли что-нибудь в ущелье?
К.: Гитару оцарапал, - это жалко, а так, спасибо, ничего.

No comments:

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.