Friday, February 15, 2013

Император и советник



Император двора никогда не держал, ибо полагал его возможностью к интригам. Также не было нужды в советниках, ибо Император всегда сам принимал все решения и опирался в них лишь на свои рассуждения и желания.

Но вот однажды Император призвал к себе мудрецов, чтобы выбрать из них мудрейшего, его же он собрался сделать своим главным советником.


Так в его дворце собралось сто ученых, и каждый из них был достойнейшим. Тогда Император обратился к ним:


- Вы знаете, я решил назначить мудрейшего из вас своим советником. Однако, как же мне не ошибиться? Для меня есть две возможности, как сделать выбор: я могу задать вам вопрос, и выбрать мудрейший ответ, или я могу повелеть вам самим выбрать мудрейшего среди вас. В первом случае будет трудно выбрать из вас мудрейшего, ибо выбор, какой ответ предпочесть, может быть заслугой только более высокого ума, а если я, таким образом, буду умнее мудрейшего из мудрейших мужей, то нужны ли мне советы менее мудрого, чем я сам? Во втором случае менее мудрые выберут более мудрого, что также невозможно, ибо как менее мудрый может оценить более высокий ум? Разрешите же мое затруднение.


Мудрецы сколько-то посовещавшись выдвинули из своих рядов одного юношу, который сказал так:


- Мы решили, что единственный выход, это не выбирать лучшего, и не отделять худших, ибо ты прав, император, и здесь некому сделать такой выбор. Единственный выход – это наше общее решение, которое я буду тебе передавать. Так я стану твоим главным ученым советником.


- Хорошее решение, - сказал Император. – Да будет так. И вот мой первый вопрос моему главному ученому советнику: как победить в войне и достичь благоденствия в мире?


Мудрецы совещались недолго, и вновь к Императору вышел юноша:


- Победить в войне и достичь благоденствия в мире можно только убедив всех, что это так. Только враг, уверенный в том, что разбит, будет повержен, только войско, убежденное в том, что одержало победу, будет истинным победителем, только народ, верящий в то, что живет в эпоху благоденствия, будет истинно счастлив.


- Можно ли этого достичь? – спросил Император.


- Это достижимо, - ответил юноша. – И вот тому пример: все эти старцы – обман в подтверждение моих слов. Это лишь простые крестьяне, которых я тысячью способов выдавал за мудрецов, они же взяли меня с собой во дворец. Так, выдав одно за другое, я достиг своей цели, и стал главным ученым советником, ты же с моей помощью можешь выдать и поражение за победу, и упадок за расцвет.


- В такой игре с истиной из всех вещей важны две, - сказал Император, - знать истину и быть уверенным в таком советнике. Знать истину едва ли возможно. Но возможно ли обрести уверенность?


Юноша отвечал:


- Позволь рассказать тебе одну притчу. Пред тем как все смешалось в этом мире, добро и зло были разделены. И шла между ними страшная война, но никто не мог одержать верх. И вот силы добра и зла должны были сойтись в решающей битве. Войскам дали отдых в ту ночь, ибо на следующий день, возможно, никто из них не остался бы в живых. Полководцы же собрались в своих шатрах, чтобы создать план сражения. Один из полководцев сил добра оказался предателем, и он передал врагам план сражения, и так силы зла могли победить. Но в лагере зла тоже оказался предатель, который передал их секреты врагу. Перед битвой о предательстве стало известно обеим сторонам, и стало ясно, что победителя в битве не будет.


Рассказ юноши остановился, и Император сказал:


- Как же они поступили с предателями? Предательство для сил добра должно быть худшим из поступков, а для сил зла величайшей заслугой. Силы добра тогда должны отринуть предателя, и он перешел бы в стан зла. А вот предатель злых сил, действуя во имя победы добра, меж тем совершил величайшее зло. Что же случилось с ним?


И юноша ответил:


- Предающий зло не становится добродетельным и не может перейти в лагерь добра, но еще более упрочается во зле. Вот и ответ на твой вопрос: ты скорее можешь быть уверенным в злонамеренности, чем в добродетелях твоих поданных. И я, мой император, могу предать тебя, как и все вокруг.


Император тогда сказал:


- Предательство в твоем случае сопряжено с риском для жизни. Мой юный советник может меня предать в двух случаях: если предательство устранит меня, и тогда жизнь его будет сохранена, и если предательство не устранит меня, и жизнь его будет утрачена, но будет достигнута какая-то цель. Какая же цель может быть достигнута?


Молодой советник ответил:


- Императору не будет нужен советник, если он узнает, какова может быть цель.

Так у Императора появился главный ученый советник, и Император возрадовался.


No comments:

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.